Ласточка ставшая Ягуаром

История марки

Англичане очень трепетно относятся к автомобилям, производимым в Великобритании, считая их "своими", независимо от национальных корней марки. Ford и Vauxhall, Nissan и MINI составляют основу автомобильного потока на острове.

Путешествуя по маленьким городкам Англии, Шотландии и Уэльса постоянно видишь одну и ту же картинку: возле добротного английского дома из темно-красного кирпича припаркован Ford Focus или Vauxhall Astra, или Nissan Qashqai, или MINI. Но в приоткрытых створках гаража, вы с большой долей вероятности увидите настоящий английский автомобиль – сверкающий классический Jaguar.

Иметь в своем гараже Jaguar считается признаком приверженности английским традициям. Многие машины переходят по наследству от отца к сыну и десятилетиями поддерживаются в идеальном состоянии.

А начиналось все не так давно, в 1921 году. В курортном городе Блэкпул (Blackpool), на берегу Ирландского моря, познакомились два молодых человека, жившие по соседству, и которых сблизила любовь к мотоциклам. Один из них, Уильям Уолмсли (William Walmsley), сын торговца углем подрабатывал ремонтом мотоциклов и строил в садовом сарае боковые коляски к мотоциклам. Коляски, по цене 28 фунтов стерлингов, пользовались спросом, но Уолмсли мог изготовить только одну коляску в неделю. Такую коляску, из полированного алюминия, и приобрел его сосед 20-летний Уильям Лайонс (William Lyons), сын владельца музыкального магазина. К тому времени, Лайонс уже закончил школу, прошел инженерное ученичество в компании Crossley Motors в Манчестере (Manchester), но вернулся в Блэкпул устроившись продавцом в салон автомобильной компании Sunbeam.

Уильям Лайонс. 1922 год

Лайонс предложил Уолмсли на партнерских началах отрыть компанию по производству мотоциклетных колясок, рассчитывая, что при правильной постановке дела, они смогут изготавливать десять колясок в неделю. Родители молодых людей одобрили эту затею, и в 1922 году взяв в банке кредит 500 фунтов под гарантии отцов, друзья основывают компанию Swallow Sidecars (боковой прицеп Ласточка).

Название Swallow (Ласточка) было выбрано не из-за большой любви к пернатым, а в знак уважения владельцу гаража, где было развернуто производство, и носившего фамилию Swallow.

Для расширения производства и сбыта компаньоны наняли менеджера по продажам и механика, помогавшего на сборке. Как говорил Лайонс: "штат нашей компании состоит из трех мужчин и одного мальчика".

Пятиугольная коляска Swallow Sidecars Model 4. 1922 год

Но в таком составе Swallow Sidecars (SS) просуществовала недолго. Спрос на коляски был громадным. К 1926 году компания стала крупнейшей по производству мотоциклетных колясок в Британии, продавая ежемесячно несколько сотен алюминиевых восьмиугольных колясок Model 1, пятиугольных Model 4 и шестиугольных Model 6 по прозвищу "scraper" (скребок).

Первый автомобиль построенный компанией Swallow Sidecars был неофициальным. Как-то, Уильяму Уолмсли достались сгоревшие останки автомобиля Austro-Daimler, которые он притащил в свою мастерскую. Уолмсли, попросил сотрудников за отдельную плату и в их свободное время построить новый кузов для сгоревшего автомобиля. Идея строить автомобильные кузова понравилась Лайонсу, который уже давно вынашивал планы перехода от колясок к автомобилям. Тем более, что к концу 20-х годов все больше разворачивалось производство недорогих машин и спрос на мотоциклы начал уменьшаться.

Эксперимент по изготовлению кузова оказался удачным и Лайонс, вдохновленный успехом, разработал кузов для популярной недорогой модели Austin Seven. В 1927 году Swallow Sidecars получает заказ на изготовление 500 кузовов для Austin Seven.

Austin Seven Swallow в 2-х и 4-х местных вариантах были популярны у покупателей, хотя и стоили дороже таких же машин в других кузовах.

Средства, заработанные на заказах Austin и приобретенная солидная репутация кузовного ателье, позволили Swallow Sidecars получить контракты на разработку и изготовление кузовов для Fiat 509A, Morris Cowley, Wolseley Hornet. Одним из ключевых заказчиков, стала компания Standard Motor Company.

В связи с новым главным направлением производства, в 1927 году компания изменила название на Swallow Sidecar and Coachbuilding Company (Компания по производству кузовов и боковых прицепов Ласточка).

Двухместный Austin Seven Swallow 1927 год

В конце 1928 года, объемы производства выросли настолько, что возникла необходимость в новых производственных площадях. После нескольких переездов в более крупные помещения в Блэкпуле, компания переезжает в Холбрук, Ковентри.

Завод Swallow Sidecars в Ковентри. На переднем плане Уильям Уолмсли

Заказов от Austin становится недостаточно для загрузки производства и в 1929 году Лайонс разрабатывает собственный кузов, который устанавливают на шасси Standard Motor Company. И вновь конструкция получилась удачной. Лайонс подписывает контракт с компанией Standard Motor Company о поставке от них двигателей и шасси, на которые устанавливается новый кузов.

Standard Swallow (SS) – под таким именем автомобиль был представлен на выставке London Motor Show 1929 года, в выставочном центре Olympia.

Standard Swallow (SS) saloon 1929 год

Standard Swallow имел огромный успех у посетителей автошоу и Лайонс решается на следующий шаг – переход от кузовного ателье к производству автомобилей. Не имея возможности конструировать и выпускать шасси и двигатели, он заказывает их производство у Standard Motor Company. А дизайн, в котором воплощена приверженность Лайонса к двухместным спортивным кузовам, был разработан им самостоятельно. Новый автомобиль получил название SS I.

Выходу в свет нового автомобиля предшествовала бурная рекламная компания, запущенная Лайонсом в июле 1931 года, за три месяца до открытия London Motor Show 1931. Первые страницы самых читаемых газет украшал анонс:

"ЖДИТЕ! Приходит "SS"! 2 новых купе потрясающей красоты!

"SS" – новое имя нового автомобиля, которое заставит трепетать сердца моторизованной публики и продавцов других автомобилей. Это абсолютно новое … не похожее … лучшее!

Длинный … низкий … очень низкий …. И очень быстрый! На шоу, или чуть раньше, будут представлены два "SS" купе потрясающей красоты! Ждите … Приходит "SS"!"

SS I Coupe 1932 год

Успех нового автомобиля был огромный! Сразу после демонстрации на выставке, был начат прием заказов и организовано серийное производство SS I и более дешевой, меньшей по размеру модели SS II.

По версии британского автомобильного журнала Motor, в 1931 году SS I признан самым красивым спортивным автомобилем в мире. Количество заказов было таким большим, что пришлось отказаться от изготовления кузовов для других марок и увеличить производство собственных автомобилей до 50 штук в неделю. Однако, производство мотоциклетных колясок было сохранено и продолжало функционировать.

В 1933 году компания в очередной раз меняет название и становится SS Cars Ltd. В этом же году, запускается в производство SS I Tourer. Именно SS I Tourer стал первым настоящим спортивным автомобилем марки. Команда на трех Tourer'ах приняла участие в европейской гонке Alpine Trial 1933 года и одержала победу в командном зачете.

Между тем, в отношениях Лайонса и Уолмсли назревал раскол. Уолмсли был далек от амбиций своего компаньона, доволен достигнутым успехом, и не хотел рисковать, вкладывая деньги в расширение предприятия. В конце 1934 года, Лайонс выкупил его долю и стал единственным управляющим директором и владельцем SS Cars Ltd. Уолмсли же, направил свои средства и талант конструктора в новый бизнес – конструирование и производство автомобильных трейлеров и караванов. Сначала это была компания Airlite Trailer Company, позже - Coventry Steel Caravans. Один из караванов Airlite был сделан аэродинамически обтекаемым. Эта модель предлагалась для эксплуатации с автомобилями Bentley, Studebaker, и … Jaguar.

SS I Tourer 1934 год

В качестве новых технических руководителей, Лайонс приглашает известного конструктора двигателей Гарри Вислейка (Harry Weslake) и, на должность главного инженера компании, молодого конструктора Уильяма Хейнеса (William Heynes). Забегая вперед, надо отметить, что Хейнес играл ведущую техническую роль в компании последующие 35 лет. Несмотря на короткое знакомство, Вислейк и Хейнес в очень короткий срок готовят новую модель SS 90, где 90 означало максимальную скорость машины в милях (145 км/ч) – в то время, цифра, приводившая в экстаз восторженных поклонников.

SS Jaguar 90 1935 год

Автомобиль был показан в начале 1935 года на автосалоне в Нью-Йорке и в его названии впервые появилось слово "Jaguar".

Лайонс считал, что имя Swallow (Ласточка) совсем не подходит к мощным спортивным автомобилям производимым его компанией. Он обратился в рекламное агентство Nelson Advertising, которое подготовило перечень возможных вариантов названий. В числе прочего, перечень включал названия рыб, птиц, животных.

Среди вычеркнутых Лайонсом вариантов было и название "Jaguar", но заведующий отделом рекламы Билл Рэнкин, убедил Лайонса, что ягуар — символ скорости, красоты и силы. Лайонс согласился с доводами Рэнкина, но был категорически против предложенного варианта эмблемы. По его словам, это был "не ягуар, а кошка, прыгающая через забор".

Первая (неофициальная) эмблема Jaguar 1935 год

Рэнкин обратился за помощью к художнику Фредерику Гордон-Кросби, который и создал легендарного "ягуара в прыжке". Маскот, созданный Гордон-Кросби, практически без изменений используется до сих пор.

Современная эмблема Jaguar

И хотя Лайонс подтвердил агентству Nelson Advertising выбор названия "Jaguar", он был не совсем уверен в правильности своего решения. Опрос руководителей компании показал, что большинству из них тоже не нравится новое название и Лайонс сообщил рекламному агентству, что передумал. На что получил ответ: "Поздно. Новое имя уже зарегистрировано и заявлено в рекламе завтрашнего выпуска Daily Mail". Вот так, по воле рекламного агентства, ласточка стала ягуаром.

Украшать капоты "прыгающий ягуар" начал с 1938 года, но, первоначально, эмблему не устанавливали на все автомобили, а предлагали только как опцию по цене два фунта и два шиллинга.

Спустя всего несколько месяцев после дебюта SS Jaguar 90, компания представляет новый шедевр, ставший классикой спортивных автомобилей 30-40-х годов - SS Jaguar 100.

SS Jaguar 100 1935 год

Автомобиль впечатлял своим дизайном и техническими характеристиками. С двигателем 3,5 литра он разгонялся до 100 км/ч за 10,5 с и достигал максимальной скорости 161 км/ч. Созданием кузова и оснащением автомобиля занимался Лайонс лично. Он же, впервые, вывел SS 100 на старт гонки в Донингтоне, где одержал первую, в истории компании, победу. В последующие годы SS 100 брали призы в International Alpine Trials и престижнейшем британском RAC Rally.

Лайонс строил SS Jaguar 100 как свой автомобиль мечты, поэтому, когда представителям компании задавали вопросы "почему это сделано так?", следовал неизменный ответ: "Так захотел сэр Уильям".

И еще один важный аспект повышенного интереса к SS 90 и SS 100 – они выглядели дороже, чем стоили. Реклама (кстати, тоже придуманная Лайонсом) гласила: "Ты хочешь иметь машину, способную выстоять в снежном испытании альпийского ралли, годную к кольцевой гонке на скорости 100 миль в час, машину, которая может выиграть конкурс красоты, настоящую мощную машину, но не за заоблачную цену в 1000 фунтов? Я купил такую машину - SS Jaguar 100. Его цена – 395 фунтов!"

В 1936 году SS Cars Ltd начала производство силовых агрегатов. Первыми собственными двигателями стали доработанные Вислейком моторы объемом 2,5 литра производства Standard Motor Company, где он смог поднять мощность с 75 до 105 л.с. В дополнение к новым двигателям было разработано новое шасси и созданный, впервые в истории компании, 4-дверный кузов.

Представление новых престижных седанов SS 1 1/2 Saloon и SS 2 1/2 Saloon было с помпой проведено на устроенном Лайонсом обеде для представителей прессы и финансовых кругов в лондонском Mayfair Hotel всего за несколько дней до открытия London Motor Show 1935 года. Во время обеда гостям было предложено угадать цену автомобиля. Средняя цена, названная гостями, составила 632 фунта. Их удивлению не было предела, когда Лайонс объявил диапазон цен, который начинался от 298 фунтов за SS 1 1/2 Saloon с двигателем мощностью 42 л.с. до 465 фунтов за SS 3 1/2 Coupe мощностью 125 л.с.

SS Jaguar 2 1/2 Saloon 1937 год

Начавшаяся Вторая Мировая Война заставила свернуть производство легковых автомобилей и перейти на выпуск продукции военного назначения по правительственным заказам.

В годы войны SS Cars Ltd была занята изготовлением и ремонтом самолетов. Кроме того, компания продолжила и увеличила выпуск мотоциклетных колясок, которых произвела, благодаря нуждам армии, около 10000 штук.

Несмотря на военное время, по ночам и в выходные дни Лайонс вместе с Хейнесом и его коллегами работали над будущим послевоенным автомобилем. Как представлял себе Лайонс, это должен быть полноразмерный люксовый седан, который будет одним из лучших автомобилей в мире. Особое внимание уделяли новому двигателю, для которого Лайонс выдвигал очень высокие требования причем не только по мощности, но и по дизайну, и даже по его акустическому звучанию.

В результате этих работ родился знаменитый двигатель ХК (Х – экспериментальный; К – одиннадцатый вариант), который положил начало моторной линейке компании на следующие 40 лет.

В 1945 году, после окончания войны, компания вернулась к производству автомобилей. Но перед тем, как запустить производство, пришлось изменить имя компании из-за нежелательного сочетания SS вызывавшего негативные ассоциации. Новое имя компании - Jaguar Cars Ltd. А первый послевоенный автомобиль – довоенный SS Jaguar 2 1/2 Saloon, который теперь стал называться Jaguar Mk IV.

Первой же, абсолютно новой, послевоенной моделью стал роскошный седан Jaguar Mk V, который был представлен в сентябре 1948 года. Автомобиль был оснащен независимой передней подвеской конструкции Хайенса. На него устанавливались 6-цилиндровые двигатели 2 1/2 и 3 1/2 производства Jaguar, аналогичные тем, которые раньше компания покупала у Standard Motor Company. Радиаторную решетку всех Mk V украшал "прыгающий ягуар".

Забавный курьез произошел при начале производства Jaguar Mk V. Когда с конвейера сошло шасси под номером 1, при проверке параметров оказалось, что оно весит значительно больше, чем по конструкторской документации. При внимательном осмотре обнаружили, что молодой сварщик, от волнения, приварил к раме лишнюю деталь - стальной брус весом 30 кг, который использовали для рихтовки силовых элементов.

Для Jaguar Mk V отводилась роль переходной модели, которая должна была позволить компании, в течении ближайшей пары лет, подготовить к производству совершенно новый автомобиль.

Jaguar Mk IX 1959 год

Для участия в London Motor Show 1948 года, Jaguar заявил два автомобиля: Jaguar Mk V и прототип (show-car) Jaguar ХК120. И если с Mk V проблем не было, то для прототипа были готовы новый двигатель и новое шасси. Не было кузова. За пару месяцев оставшиеся до открытия выставки, Лайонс сконструировал новый кузов – двухместный спортивный родстер.

Результат превзошел все ожидания. Как сказал сам потрясенный Лайонс: " The XK120 stole the show!" (ХК120 украл выставку!). Успех был ошеломляющий и Лайонс принял решение о постановке ХК120 на конвейер.

Jaguar ХК120 1948 год

В 1949 году Jaguar ХК120 был показан в Нью-Йорке, где его встретили с не меньшим восторгом. Очередь на автомобиль растянулась на несколько лет. Одним из первых владельцев Jaguar ХК120 в США стал известный американский киноактер Кларк Гейбл.

Еще больше интерес покупателей подогрел тестовый заезд на автостраде Ostende — Jabbeke (Бельгия), во время которого автомобиль разогнался до 133 миль/ч (212 км/ч). После этого заезда Jaguar ХК120 приобрел славу самого быстрого серийного автомобиля в мире.

В первый год было выпущено 242 штуки ХК120. Однако, количество заказов было таким большим, что пришлось наращивать мощности для производства более 2000 автомобилей в год.

Кузова первых Jaguar ХК120, выпущенных в 1949 году, изготавливались вручную и имели деревянный каркас, на который крепилась алюминиевая обшивка. В 1950 году машина получила новый кузов из штампованных стальных панелей.

Спортивная команда на Jaguar ХК120 принимала участие в 24-часовых гонках Le Mans 1950 года, побеждала в Alpine Rally 1950 и 1951 годов и Tulip Rally 1951 года в Нидерландах.

В раллийной команде Jaguar один автомобиль был не заводской, а частный. Машиной с номерным знаком NUB 120 управлял семейный экипаж, в котором пилотом был известный раллийный гонщик Ян Эпплярд (Ian Appleyard), а обязанности штурмана выполняла его супруга - Патрисия Лайонс (Patricia Lyons), дочь Уильяма Лайонса.

Своими победами Jaguar ХК120 заслужил титул "наиболее успешного раллийного автомобиля".

Jaguar XK120 NUB 120 (Ян Эпплярд- Патрисия Лайонс) на трассе альпийского ралли. 1950 год

Сейчас Jaguar XK120 под номером NUB 120 в полностью рабочем состоянии экспонируется в музее Jaguar Heritage Trust в Варвике (Warwick), Великобритания, и периодически принимает участие в различных мероприятиях и выставках классических автомобилей.

Несколько лет назад, мне посчастливилось побывать в этом музее. Так получилось, что в этот день я был единственным посетителем и сотрудники музея любезно разрешили посидеть во всех машинах, за исключением Jaguar XJ8 (X350) saloon 2002 года, в кузове из полированного алюминия (очень трудно убирать следы от рук, извините). Самые сильные впечатления остались именно от Jaguar XK120 NUB 120 с потертыми кожаными сиденьями и пропитанного духом раллийных трасс.

Видимо, я очень сильно засиделся в этом легендарном автомобиле, поэтому на прощанье, сотрудники музея подарили мне фирменную темно-зеленую кепку.

Jaguar XK120 NUB 120 (Jaguar Heritage Trust) 2010 год

После участия в 24-часовых гонках Le Mans 1950 года, стало ясно, что для победы в них XK120 должен стать легче и аэродинамичней. Лайонс дал поручение Хейнесу и менеджеру команды Jaguar Френку Ингланду (Frank England), по прозвищу "Лофти" (Lofty), подготовить автомобиль для гонок 1951 года.

Jaguar XK120 C-Type 1951 год

Проблема снижения веса была решена разработанной Бобом Найтом (Bob Knight) трубчатой каркасной рамой. Аэродинамический кузов был сконструирован Малколмом Сэйером (Malcolm Sayer). В результате этой работы появился Jaguar XK120C, больше известный как C-Type. Таких машин было выпущено всего 54 экземпляра.

На гонку Le Mans 1951 года, команда Jaguar выставила три машины C-Type. Экипаж в составе Питера Уокера (Peter Walker) и Питера Уайтхеда (Peter Whitehead) одерживает триумфальную победу. Первую, в серии побед Jaguar на кольце Le Mans.

На London Motor Show 1950 года был представлен новый большой седан с кузовом понтонного типа Jaguar Mk VII. Этот элегантный люксовый автомобиль оснащался двигателем ХК и обладал отличными ходовыми характеристиками. По заявлениям прессы: Jaguar снова украл шоу! И по числу посетителей на стенде Jaguar это было именно так. Но Mk VII создавался, в первую очередь, в расчете на американский рынок. По европейским меркам он был слишком большой. Показ машины через несколько месяцев в Нью-Йорке подтвердил успех компании – только в течении месяца, когда машина стояла на выставочном стенде, Jaguar получил заказов больше, чем на 30 миллионов долларов.

В 1952 году, идя на встречу пожеланиям американских покупателей, Jaguar Mk VII стали оснащать (впервые в истории Jaguar) автоматической коробкой передач.

Jaguar Mk VII принадлежавший Королеве Елизавете II с 1955 по 1973 год

В числе владельцев Jaguar Mk VII была и Королева Великобритании Елизавета II. Королева пользовалась автомобилем с 1955 по 1973 год, после чего он был возвращен на завод и сейчас его можно увидеть в музее Jaguar Heritage Trust. Автомобиль немного отличается от стандартного Mk VII, т.к. в него за время эксплуатации были внесены некоторые элементы более поздних моделей Mk VIII/IX. В частности, цельное лобовое стекло. На оригинальных Mk VII оно состояло из двух частей.

Несмотря на свое предназначение быть люксовым автомобилем, Jaguar Mk VII неоднократно принимал участие в спортивных соревнованиях. Несколько лет подряд Mk VII доминировали на престижных гонках в Сильверстоуне (Silverstone), а в 1956 году заводской экипаж на Jaguar Mk VII стал победителем знаменитого ралли Monte Carlo.

50-е годы проходили для Jaguar под девизом: Grace, Space and Pace! Изящество, пространство, скорость! Правда, некоторые исследователи и журналисты, ссылаясь на историка компании MG (Morris Garage) Уилсона Мак-Коума, считают, что рекламисты Jaguar позаимствовали использовавшийся в 1935 году слоган рекламы полутора и двухлитровых спортивных автомобилей компании MG - For space, for grace, for pace. Но Лайонса такие мелочи уже не смущали. Jaguar стал известной и мощной компанией. Из особенностей характера Лайонса - он не терпел людей, которые жалуются. Тем более, на качество его автомобилей. Как-то, недовольный клиент написал письмо, в котором говорилось, что стоит заменить материал, из которого изготовлена рукоятка на рычаге коробки передач, т.к. резиновая рукоятка нагревается и липнет к руке, оставляя на ней черные следы. Лайонс жестко ответил: Джентльмены ездят за рулем в перчатках.

В 1950 году, Jaguar начал сотрудничать с одной из старейших автомобильных компаний Daimler Company, выпускавшей автомобили того же класса и, постепенно, заменял в производстве автомобили Daimler на Jaguar. В 1960 году, Daimler окончательно вошел в состав Jaguar Cars Ltd.

На 24-часовые гонки Le Mans 1953 года, был выставлен доработанный вариант Jaguar XK120 C-Type. Секрет машины заключался в дисковых тормозах, впервые примененными Jaguar и строенном карбюраторе Weber. В этой гонке была добыта вторая победа в Le Mans. Но, вместе с тем, стало очевидно, что к следующей гонке автомобиль требует серьезных доработок.

Jaguar D-Type 1954 год

К гонкам 1954 года, Хейнес и Малколм Сэйер сконструировали абсолютно новый аэродинамический кузов с килем за сиденьем водителя. Автомобиль оснащался дисковыми тормозами на всех колесах и двигателем мощностью 265 л.с.

Дебют 1954 года был неудачным. С самого начала гонки начались проблемы с топливной системой. В результате, D-Type пришел на финиш на 1 мин 45 сек (почти на круг) позже победителя на Ferrari.

Машина была доработана и обеспечила Jaguar победную серию из трех побед в 1955, 1956 и 1957 годах.

К сожалению, гонка 1955 была омрачена гибелью сына Лайонса – Джона. Он попал в автокатастрофу по пути к месту проведения гонки.

Всего, в период 1954-1957 годов, было выпущено 88 штук D-Type, в том числе 16 автомобилей в коммерческом исполнении XKSS. Этот вариант был сделан для рынка США и отличался от гоночной версии двумя посадочными местами, двумя дверями, полноразмерным ветровым стеклом и обычным нефорсированным двигателем.

И еще один малоизвестный факт из истории Jaguar XK120. В 1954 году руководитель отдела испытаний и шеф-пилот Jaguar Норман Девис (Norman Dewis) сконструировал для ХК120 новый облегченный кузов с куполообразной крышей. 13 июня 1954 года, на этом автомобиле, гонщик Эл Келлер (Al Keller) пришел первым к финишу американской гоночной серии NASCAR, а Jaguar стал первым автомобилем иностранного производства, победившим в самых престижных американских гонках.

Эл Келлер и Jaguar XK120 перед гонкой NASCAR 1954 год

Всего за время производства (1949-1954) было выпущено около 12000 Jaguar XK120 из которых почти 80% были проданы в США.

Осенью 1954 года, ХК-120 заменил новый Jaguar ХК-140 с более мощным мотором в 210 л.с. и доработанный с учетом требований рынка США.

Jaguar ХК-140 1954 год

Дело в том, что американский рынок показал недостатки, которые не были значимыми на британском рынке спортивных машин, но были принципиальны для заокеанских покупателей. Слишком тесный салон, слишком тяжелый руль требующий больших усилий при маневрировании, коробка передач только механическая, а автоматическая была недоступна даже за доплату, узкие тонкие бамперы, которые не выдерживали удары тяжелых американских машин…

Эти замечания постарались исправить в более комфортабельной модели ХК140. Двигатель и перегородку моторного отсека перенесли вперед, что сделало возможным увеличить пространство для ног, а сдвинутая назад стенка между салоном и багажником позволила поставить в версии купе два детских кресла. В рулевом управлении применили реечный механизм. Амортизаторы рычажного типа заменили телескопическими. В списке опций появилась автоматическая коробка передач. С этой опцией Jaguar XK140 стал первым спортивным автомобилем Jaguar с автоматической коробкой.

Но, по мнению фанатов марки, начиная именно с XK140, "автомат" начал вытеснять механическую трансмиссию, а вместе с ней и "вытеснять спортивный дух Jaguar на второй план".

В это же время, Jaguar выделил более миллиона фунтов стерлингов на разработку нового компактного седана Mk I, ставшего первым серийным Jaguar с несущим кузовом. Производство Jaguar Mk I было налажено в 1955 году на бывшем заводе Daimler в Броунс Лайн (Browns Lane), Ковентри. Автомобиль выпускался в двух вариантах исполнения. Салоны в обоих вариантах оснащались кожаной обивкой и деревянными вставками из полированного ореха, но в более дешевой версии отсутствовали отопитель, омыватель лобового стекла, противотуманные фары, тахометр и … прикуриватель.

Jaguar Mk I 1955 год

Изначально машина предлагалась с единственным двигателем ХК120 объемом 2,4 литра. Позже, после выхода в 1957 году большого седана Jaguar Mk VIII с двигателем 3,4 литра мощностью 210 л.с., этот же двигатель стали устанавливать и на Mk I.

Коробки передач предлагались 4-ступенчатая механическая или 3-ступенчатая автоматическая производства Borg Warner.

Всего с 1955 по 1959 год было выпущено около 20000 Jaguar Mk I с двигателем 2,4 литра и 17500 Jaguar Mk I с двигателем 3,4 литра.

1956 год стал богат знаменательными событиями в истории Jaguar. После четвертой победы Jaguar D-Type в Le Mans и победы на Jaguar Mk VII в ралли Монте Карло, Jaguar стал первым автопроизводителем, победившим в этих соревнованиях, в течении одного и того же года.

В марте 1956 года Королева Елизавета II посетила сборочный завод Jaguar. Во время визита, Королева присвоила Сэру Лайонсу звание "Королевского дизайнера автомобильной индустрии", а за заслуги перед британской промышленностью, высокие экспортные показатели компании и спортивные победы Jaguar в международных гонках, Сэр Лайонс был посвящен в рыцари.

Королева Елизавета II и Сэр Уильям Лайонс на заводе Jaguar 1956 год

К сожалению, Сэр Лайонс, не мог радоваться высоким титулам в полной мере. Он очень тяжело переживал недавнюю смерть сына, которому мечтал передать дело. По свидетельству коллег "после гибели Джона Лайонса, автомобили Jaguar по-прежнему оставались стремительными и грациозными, но исчезло то ощущение радости, которое вызывали предыдущие модели, ведь каждый новый Jaguar Уильям Лайонс примерял на себя".

Начало 1957 года принесло тяжелое потрясение Jaguar Cars Ltd. 12 февраля на заводе в Броунс Лайн вспыхнул пожар уничтоживший производственные помещения и находящиеся в них автомобили. Общий ущерб, причиненный огнем, оценили в колоссальную, по тем временам, сумму – 3 миллиона фунтов стерлингов.

Но сотрудники компании проявили огромный энтузиазм и сплоченность помогая аварийным и строительным бригадам восстанавливать свой завод. Всего через две недели после пожара, конвейер был запущен, хотя и мог работать поначалу только на 30% своей мощности.

Жизнь Jaguar продолжалась. Несмотря на пожар, в 1957 году было начато производство нового люксового седана Jaguar Mk VIII, показанного в октябре 1956 года на London Motor Show. Модель стала более роскошным продолжением своего предшественника. А в июне 1957 года, пять частных D-Type взорвали Le Mans своей триумфальной победой: три места на победном подиуме были подкреплены четвертым и шестым местами.

После пожара на заводе Броунс Лайн 12 февраля 1957 года

В мае 1957 года, в Великобритании был представлен преемник ХК140 – Jaguar XK150. Автомобиль имел полностью переработанный кузов с визуально удлиненным капотом, лобовое стекло стало цельным, а отделка панели приборов ореховым деревом заменена на кожаную обшивку. За счет более тонких дверей удалось увеличить внутреннее пространство. По технической части автомобиль был дальнейшим развитием ХК140 и использовал схожие элементы шасси.

Jaguar XK150 DHC 1958 год

На ранних автомобилях устанавливали двигатели ХК рабочим объемом 3,4 литра, но с новой головкой цилиндров. Позже, с выходом Jaguar Mk IX, стали доступны для заказа двигатели 3,8 литра и мощностью 220 л.с. Стандартно, можно было выбрать из трех 2-дверных вариантов кузова: купе FHC (Fixed Head Coupe), купе-кабриолет DHC (Drop Head Coupe) и родстер OTS (Open Two Seater). Под заказ, можно было купить стильные 2-дверные купе с кузовами от Bertone или Zagato.

На London Motor Show 1958 года, Jaguar представил рестайлинговые версии своих седанов: большой люксовый Mk IX и компактный бизнес-седан Mk II. Обе машины были стилистическим и техническим развитием своих предшественников. Главное отличие состояло в том, что они получили новый шестицилиндровый двигатель XK рабочим объемом 3,8 литра мощностью 223 л.с.

Особенным спросом пользовался Jaguar Mk II с двигателем 3,8 литра. Из общего тиража модели в 91000 экземпляров, на долю этой модификации пришлось больше 30000 заказов. Быстрый Mk II 3,8, легко набиравший 200 км/ч и имевший емкий багажник, пришелся по душе … грабителям банков. В качестве "противовеса", полиция тоже стала пересаживаться на Jaguar Mk II.

Jaguar Mk IX 1959 год

До конца первой половины ХХ века любой человек мог купить спортивный автомобиль. Он мог на нем ездить на работу, а по выходным выезжать на гоночный трек. Или выступить на раллийном спецучастке. Но в 50-е годы к автопроизводителям пришло понимание, что спортивный автомобиль для гонок и спортивный автомобиль для повседневной эксплуатации должны строиться по разным критериям. К Лайонсу это понимание пришло тогда, когда он попытался распродать уже произведенные D-Type. Машина не пользовалась спросом – низкий уровень комфорта и высокая цена автомобиля, строившегося исключительно для участия в гонках, не привлекали рядовых покупателей.

Приняв решение об отказе от участия в спортивных соревнованиях после аварии в Le Mans 1955 года (одна из самых страшных аварий в истории автоспорта, унесшая жизни 80 человек), Лайонс решил построить дорожный спортивный автомобиль.

В 1957 году, в то время, когда компания восстанавливала после пожара завод Броунс Лайн, конструкторы продолжали работать над прототипом абсолютно нового автомобиля с рабочим названием E1A (E-Type 1 Aluminium). Новый автомобиль повторял компоновочные решения D-Type, но был больше по размеру. Дизайн создавал специалист по аэродинамике Малколм Сэйер. Прототип получил новое шасси с задней многорычажной независимой подвеской, которую сконструировал Боб Найт всего за 27 дней. При этом, Боб выиграл 5 фунтов в споре с Лайонсом, который не верил, что новую подвеску можно разработать за месяц. Подвеска, созданная Найтом, использовалась в Jaguar до 90-х годов.

Прототип Е2А с 3-х литровым двигателем ХК оснащенным впрыском топлива был передан частной команде Ecurie Ecosse для участия в Le Mans 1960 года, но из-за технических проблем машина сошла с дистанции.

Наконец, в марте 1961 года, предсерийный Jaguar XK E-Type был представлен посетителям Женевского автосалона и … превратил его в шоу одного автомобиля! Успех новинки был огромным!

После закрытого показа 15 марта для представителей прессы и бизнес-кругов, вызвавшего бурю восторгов, Лайонс решил выставить на стенд второй готовый автомобиль. Он поручил пригнать его к открытию автошоу "своим ходом" из Ковентри в Женеву шеф-пилоту Jaguar Норману Девис.

В 2011 году, в Женеве, на праздновании 50-летнего юбилея E-Type, журналисты задали вопрос 90-летнему Девису: "Как удалось проехать 1000 миль чуть больше, чем за 11 часов?" На что Девис с улыбкой ответил: "Тогда еще не было радаров".

Сэр Лайонс представляет E-Type на закрытом показе перед открытием Женевского автошоу. 1961 год

Спустя несколько недель, два родстера и два купе E-Type были показаны на Нью-Йоркском автосалоне под именем Jaguar XK-E. Модель поразила публику фантастическим дизайном, динамикой и привлекательной ценой. Даже Энцо Феррари (Enzo Ferrari), который терпеть не мог продукцию британской автомобильной промышленности, был вынужден признать: "E-Type - самая красивая машина в мире". Как подтверждение слов великого маэстро, Музей современного искусства в Нью-Йорке, внес E-Type в свои постоянные экспонаты.

Что касается цены, то судите сами: в Великобритании цена на родстер была установлена 1830, а на купе – 1954 фунтов стерлингов. Это было ровно в два раза меньше, чем за аналогичный Aston Martin и ровно в три раза дешевле аналогичного Ferrari.

Спрос на E-Type превышал возможности производства. В дилерских центрах были организованы очереди, что дало неожиданный эффект: во-первых, наличие очереди работало лучше любой рекламы, а во-вторых, E-Type помогал увеличить продажи других моделей – когда нетерпеливые клиенты, желающие иметь Jaguar, узнавали сколько нужно ждать E-Type, они зачастую делали выбор в пользу других моделей, имеющихся в наличии.

За свою конвейерную жизнь Jaguar E-Type прошел два рестайлинга и продержался на конвейере 14 лет – с 1 сентября 1961 года (начало официальных продаж) до 14 сентября 1974 года, когда сборка автомобилей была прекращена. Но реализация готовых машин продолжалась до февраля 1975 года, после чего Jaguar официально объявил об окончании производства модели. Всего было выпущено более 70000 экземпляров, три четверти из которых были проданы в США.

Jaguar XK E-Type (Series 1, отличается прозрачными колпаками на фарах) 1965 год

Летом того же 1961 года, Jaguar представил еще одну новую модель – Mk X. Модель отличалась от предшественников Mk VII-IX абсолютно новым несущим 4-дверным пятиместным кузовом, независимой подвеской и двигателями от E-Type.

Jaguar Mk X 1961 год

Автомобиль изначально проектировался исключительно под американский рынок. Сразу же после первого показа, дилеры разместили заказы на Mk X на сумму более 63 миллионов долларов.

К сожалению, модель оказалась не столь успешной, как ожидалось. Но имела репутацию превосходного автомобиля, способного быстро и комфортно транспортировать пять человек.

Jaguar Mk X стал последней моделью на которой применялась римская система индексации.

В 1963 был представлен еще один седан, задачей которого было заполнить промежуток между Mk II и Mk X. Этим автомобилем стал Jaguar S-Type. Он также имел несущий кузов, независимую подвеску и предлагался с двигателями 3,4 и 3,8 литра.

Jaguar S-Type 1963 год

Сэр Лайонс считал, что в модельной линейке не хватает 4-местного спортивного автомобиля. В 1966 году была выпущена модификация E-Type с удлиненной кабиной в конфигурации 2+2. Машина стала более практичной и, как говорил Лайонс "продлила молодость папы еще на семь лет", но была категорически отвергнута фанатами модели.

В том же 1966 году, решением Сэра Лайонса, в производственную программу был добавлен еще один седан. Таким образом, на конвейере одновременно находились сразу четыре седана: пользовавшиеся неплохим спросом Mk II (позже поменявших название на 240s и 340s) и S-Type, флагманская модель Mk X переименованная в 420G и новый Jaguar 420 с двигателем 4,2 литра и дизайном в стиле Mk X разработанный для замены S-Type, но в результате выпускавшийся параллельно. Все эти седаны, за исключением 420G были заменены единственной моделью Jaguar XJ в 1968 году.

Кроме развития собственной модельной линейки, в период 1960-1966 года продолжалось слияние Jaguar и Daimler. В результате бейдж-инжиниринга под маркой Daimler продаются седаны Jaguar в самой дорогой комплектации. Помимо легковых автомобилей, Daimler один из крупнейших в Великобритании производитель автобусов дабл-деккер и Сэр Лайонс уделяет большое внимание этому направлению считая, что производство автобусов и грузовиков приносит хороший доход.

Однако, к середине 60-х, несмотря на довольно успешные продажи, денег для развития производства не хватает. 11 июля 1966 года в лондонской гостинице Great Eastern председатель и управляющий директор British Motor Corporation Ltd. (BMC) Сэр Джордж Уильям Харриман (George William Harriman) и владелец и управляющий директор Jaguar Cars Ltd. Сэр Уильям Лайонс делают совместное заявление о слиянии British Motor Corporation Ltd. и Jaguar Cars Ltd. в компанию British Motor Holdings (BMH).

Еще с 1965 года Хайенс и Сэйер начали работу над созданием нового спортивного автомобиля среднемоторной компоновки. Для сохранения конкурентоспособности, нужен был новый двигатель, предпочтительно 12-цилиндровый. Небольшая команда инженеров, под руководством Майка Кимберли, позже возглавившего Lotus Cars, разработала новый двигатель V12 объемом 5 литров.

В обстановке большой секретности, в 1966 году был построен первый образец Jaguar XJ13. Из-за дефицита времени, в производство он был запущен в 1967 году. Он никогда не участвовал в гонках, но стал культовым для энтузиастов. Дизайн XJ13 стал еще одним шедевром Сэйера. По оценкам специалистов, Jaguar XJ13 был одним из самых красивых автомобилей, когда-либо задуманных. К несчастью, этот автомобиль стал последней работой Малколма Сэйера скоропостижно скончавшегося в 1970 году.

Jaguar XJ13 1966 год

Получив новый двигатель, пришло время задуматься над обновлением седанов Jaguar, которые уже устарели и требовали качественной замены.

В сентябре 1968 года был представлен первый представительский Jaguar серии XJ с 6-цилиндровой рядной шестеркой. Дизайн автомобиля был разработан Сэром Лайонсом и стал вершиной и финалом его творческой деятельности. Изысканность присущая Rolls Royce в этой модели сочеталась с великолепными техническими характеристиками и потрясающим поведением на дороге – заслуга доводки подвески и рулевого управления специалистов под руководством Боба Найта.

В производственной программе Jaguar XJ6 заменил сразу три модели: Mk II (240s/340s), S-Type и Mk X (420G).

Через год появилась люксовая версия под маркой Daimler Sovereign, представленная лично Сэром Лайонсом, а в июле 1972 года вышла топовая версия Jaguar XJ12 с двигателем V12 объемом 5,3 литра, которая на долгие годы стала единственным в мире седаном, оснащенным подобным двигателем (аналогичный мотор у BMW появился только в 1987-м). Одновременно появилась и еще более дорогая длиннобазовая (база увеличена на 100 мм) версия - Daimler Double Six.

Седан Jaguar XJ6 стал самым долгоживущим детищем Сэра Лайонса: за 24 года производства модели, их было продано более 400 тысяч штук.

Jaguar XJ6 1968 год

В 1967 году Сэр Лайонс ушел с поста управляющего директора Jaguar т.к. утратил возможность самостоятельно определять политику компании, но сохранил за собой пост председателя правления. Ревностно отстаивая интересы своего конструкторского отдела ему не раз пришлось вступать в конфликт с новым руководством.

В свою очередь, 17 января 1968 года, под сильным давлением британского правительства, British Motor Holdings (в который входил Jaguar) был вынужден объединиться с Leyland Motor Corporation (производившей автомобили Standard-Triumph, Rover и Alvis, а также автобусы и грузовики Leyland) в национальную корпорацию British Leyland Motor Corporation (BLMC).

В 1972 году, в возрасте 71 года, Сэр Лайонс окончательно ушел в отставку. Должность председателя совета директоров и генерального директора Jaguar Cars занял Френк Ингланд "Лофти".

Сам же великий конструктор удалился в свое поместье в Ваппенбери (Wappenbury), где играл в гольф, разводил на собственной ферме призовых саффолкских овец и путешествовал.

"Все, чем я занимался, так это старался делать красивые автомобили. Никаких хитроумных штучек, просто красивые автомобили" — говорил о себе Сэр Лайонс. Кстати, по его мнению, самым определяющим тестом на красоту автомобиля, было то, как выглядит свежевымытый черный автомобиль при безоблачном дневном свете.

Даже находясь на заслуженном отдыхе он старался быть в курсе дел своей компании и просил, чтобы его информировали обо всех новинках. Последним автомобилем, которому Сэр Лайонс "дал путевку в жизнь" стал Jaguar XJ второго поколения ставший на конвейер в 1986 году.

Сэр Уильям Лайонс скончался 8 февраля 1985 года в своем доме Wappenbury Hall. Его жена Грета, Леди Лайонс (Greta, Lady Lyons), с которой они были в браке с 1924 года, пережила мужа всего на год.

После смерти Сэра Лайонса, руководство Jaguar Cars принял Джон Иган (John Egan).

В 1973 году на Франкфуртском автосалоне были показаны прошедшие фейслифтинг седаны Jaguar XJ и новые стильные купе Jaguar XJ6/XJ12 Coupe. Изюминкой купе было отсутствие боковых стоек и оконных рамок, что придавало автомобилям легкость и изящество.

Jaguar XJ Coupe 1973 год

В 1975 году свет увидел преемник культового E-Type – Jaguar XJ-S. Работу над новым роскошным и элегантным спортивным купе начал еще Малколм Сэйер, к сожалению, ушедший из жизни раньше, чем автомобиль попал на конвейер. Jaguar XJ-S сохранил подвеску E-Type и получил двигатель V12 от семейства XJ.

Модель унаследовала спортивный дух Jaguar и стала очередным "долгожителем" – его производство продолжалось с 1975 по 1996 год.

Jaguar XJ-S 1975 год

В 1979 году, совместно с итальянским кузовным ателье Pininfarina, было подготовлено очередное обновление седанов XJ. Автомобили Series III получили более четкие кузовные линии, большую площадь остекления и увеличенную высоту над головой для пассажиров заднего ряда.

Jaguar XJ Series III 1980 год

Энергетические кризисы 70-х годов прошлого века не могли не затронуть Jaguar. Для обеспечения требуемой экономичности швейцарским инженером Майклом Мэйем (Michael May) была сконструирована новая головка цилиндров для двигателя V12 - High Efficiency (HE). Результатом стало существенное снижение расхода топлива и улучшение динамических характеристик. По утверждениям маркетологов, Jaguar XJ-S с двигателем V12HE был самой быстрой серийной машиной в мире, оснащенной автоматической коробкой передач.

В середине 70-х – начале 80-х годов у Jaguar возникли серьезные проблемы. Союз c British Leyland не принес компании ничего, кроме долгов, убыточных филиалов и борьбы с профсоюзами. Все это начало сказываться на качестве продукции и приводило к отставанию от конкурентов. Но несмотря ни на что, автомобили Jaguar продолжали оставаться эталоном британского автомобилестроения. Престижные и шикарные Jaguar ассоциировались с автомобилями для знаменитостей и звезд. Их покупали политики верхних эшелонов власти и коронованные особы.

В 1984 году правительство Маргарет Тэтчер приватизировало компанию Jaguar Cars, сохранив за собой "золотую акцию", что защищало Jaguar от поглощения вплоть до 1990 года. В результате правительственных вливаний, в августе 1984 года акции Jaguar впервые были размещены на Лондонской фондовой бирже.

Тем не менее, несмотря на все сложности, 80-е годы стали периодом возрождения спортивной славы Jaguar и появления новых знаковых для компании моделей.

А начались 80-е годы с создания нового двигателя, который должен был заменить почтенную серию ХК. Изначально предполагалось, что это будет семейство, состоящее из двигателей V8, V12 и V6 (как "половинка" V12). Но эти работы зашли в тупик. Тогда, команда под руководством технического директора Джима Рэндла (Jim Randle) и главного инженера по двигателям Тревора Криспа (Trevor Crisp) предложила совершенно новую конструкцию двигателя. Группа разработала шестицилиндровый двигатель, который получил код AJ6. Он имел рабочий объем 3580 см3 и мощность 225 л.с. Новый мотор был на 30% легче из-за использования алюминиевого блока цилиндров. Инвестиции в создание нового двигателя составили более 21 млн. фунтов стерлингов.

AJ6 был впервые установлен на XJ-S Coupe, выпущенном в сентябре 1983 года. Одновременно с ним появилась новая версия XJ-S Convertible - первый открытый Jaguar после E-Type.

Jaguar XJ-S Convertible 1983 год

В 1982 году британский автогонщик Том Уолкиншоу (Tom Walkinshaw), основатель спортивной команды Tom Walkinshaw Racing (TWR) подготовил Jaguar XJ-S для гонок в Австралии и два таких же автомобиля для участия в European Touring Car Championship. Сезон 1982 года принес первое и второе места на гонке в Сильверстоуне, а в следующем, 1983 году, команда TWR на Jaguar выиграла пять гонок из шести у BMW.

В сезоне 1984 года, команда добавила в свой состав третий автомобиль и весь сезон доминировала на чемпионате Европы. Сам Уолкиншоу закончил сезон в звании чемпиона Европы.

После такого внушительного успеха, перед TWR была поставлена задача спроектировать спортивный гоночный автомобиль, чтобы выиграть Le Mans для Jaguar в шестой раз. Для работы над новым автомобилем был приглашен Тони Саутгейт (Tony Southgate). Результатом стал Jaguar XJR-6, который впервые вышел на гоночный трек Сильверстоун в сезоне 1986 года. К сезону 1987 года автомобиль был доработан и вышел на старт под именем Jaguar XJR-8. Внесенные в конструкцию изменения оказались эффективными и принесли TWR победы на первых четырех этапах мирового чемпионата. К пятому этапу – Le Mans, Тони Саутгейт подготовил новый кузов, сконструированный специально для быстрого французского кольца. Но все три машины Jaguar XJR-8LM по техническим причинам сошли с трассы. Возникшие проблемы удалось решить к седьмому этапу, где Jaguar заняли первое и третье места. А победа на заключительном этапе кольца Нюрбургринг принесла команде восьмую победу из десяти и чемпионский титул.

И, наконец, в сезоне 1988 года команда на Jaguar XJR-9LM приносит шестую победу для Jaguar в Le Mans в зачете автопроизводителей и в зачете для гонщиков.

Jaguar XJR-9LM 1988 год

Британское моторшоу 1988 года было потрясено новым концептом Jaguar XJ220. Работа над автомобилем была начата в 1984 году Клиффом Рюделлом (Cliff Rudell). Позже, в 1987 году он был переработан Кейтом Хелфетом (Keith Helfet).

Jaguar XJ220 1992 год

Серийный вариант автомобиля был показан позже, в 1991 году, на Токийском автосалоне. А в 1993 году была представлена дорожная "облегченная" модификация Jaguar XJ220-С.

Число 220 в названии модели, по старой традиции Jaguar, означало максимальную скорость в милях в час. Концепт с очень низким клиновидным кузовом оснастили двигателем объёмом 6,2 литра мощностью 500 л.с. Кроме того, машина получила привод на все колёса. Но в серию пошла версия с мотором V6 объемом 3.5 литра с двумя турбинами и мощностью 549 л.с.

Jaguar XJ220 выпускался с 1992 по 1994 год ограниченным тиражом – всего 280 экземпляров, что сделало его мечтой для автомобильных коллекционеров мира.

До появления McLaren F1, Jaguar XJ220 считался самым быстрым серийным автомобилем в мире.

В том же, 1988 году, состоялось открытие подразделения Jaguar Sport, занимающегося разработкой спортивных прототипов на базе серийных автомобилей Jaguar XJ220. Jaguar Sport разместился в новом инженерном центре, открывшемся 23 мая 1988 года, в Уитли (Whitley), Ковентри. На создание центра, британское правительство, как главный акционер, выделило 52 миллиона фунтов стерлингов.

Тогда же, продолжались работы по обновлению линейки седанов в рамках проекта XJ40. На замену успешному поколению XJ6/XJ12 готовился новый автомобиль – Jaguar XJ6 (XJ40). Шасси XJ40 разработал Джим Рэндл сменивший на этом поприще ушедшего в отставку Боба Найта.

Построенные прототипы были подвергнуты длительным дорожным испытаниям в различных регионах с экстремальными климатическими условиями и проехали в общей сложности более 5 миллионов миль.

Jaguar XJ6 (XJ40) 1990 год

Продажи Jaguar XJ6 (XJ40) начались в конце 1986 года в Европе и в начале 1987 года в США. Существовало некоторое отличие во внешности для европейских и заокеанских автомобилей. В европейской версии передняя оптика состояла из четырех попарно расположенных фар, а дверные рамки были черного цвета. В американской версии автомобили оснащались двумя прямоугольными фарами, а дверные рамки были хромированные. Кроме того, для европейских покупателей была доступна версия с двигателем рабочим объемом 2,9 литра, тогда как для американских покупателей предлагался только AJ6 объемом 3,6 литра.

Автомобили оснащались новой "быстрой" автоматической коробкой передач конструкции Джима Рэндла и предлагались в нескольких вариантах оснащения: XJ6, Sovereign и топовая версия под маркой Daimler Six.

В 1986 году, в год выхода на рынок Jaguar XJ6 (XJ40), Сэр Джон Иган был посвящен в рыцари за его жизненно важный вклад в развитие Jaguar Cars.

К концу 80-х годов проблемы Jaguar стали отчетливо усугубляться. Качество выпускаемых машин не соответствовало их уровню, на запуск новых моделей не было денег, дилерская сеть не выполняла своих задач. Поэтому, в конце 1989 года, британское правительство передало Jaguar вместе с Daimler под контроль компании Ford Motors, которая ещё со времён Jaguar XK120 стремилась заполучить престижный бренд, пользовавшийся большой популярностью в США. С 1 января 1990 года Ford Motors официально стал владельцем Jaguar Cars. Председателем правления и главным исполнительным директором был назначен Уильям Дж. Хайден (William J. Hayden). Новый руководитель начал с внедрения на предприятиях Jaguar системы управления и координации между различными подразделениями компании. В 1991 году были внедрены программы досрочного выхода на пенсию и добровольные сокращения, позволившие на треть уменьшить количество рабочих.

Были пересмотрены стратегии ведения бизнеса, и сделаны солидные финансовые инвестиции, которые, в итоге, помогли исправить ситуацию. Особое внимание уделялось вопросам улучшения качества сборки машин, уменьшения производственных затрат и развития дилерской сети.

В 1993 году была проведена масштабная реконструкция основного завода Jaguar в Броунс Лайн, построенного еще в 50-е годы, под производство автомобилей новой серии XJ.

Ford также уделял большое внимание спортивным успехам Jaguar. Команда TWR на Le Mans 1990 года совершила победный дубль заняв первое и второе места, принеся для Jaguar седьмую победу в Le Mans и сделав Jaguar четвертой маркой по числу побед в Le Mans.

Jaguar XJR-12 1990 год

В конце марта 1992 года, Уильям Хайден ушел из компании. На посту руководителя Jaguar его сменил Ник Шиле (Nick Scheele).

В ноябре 1992 года завершилось производство двух классических моделей: Jaguar XJ12 серии III и лимузина Daimler, которые серийно выпускались в течении 24 лет (начиная с 1968 года). Всего было выпущено более 400 000 автомобилей.

Новые Jaguar XJ12 (X300) и Daimler Double Six получили более мощную и экономичную 6.0-литровую версию двигателя V12. Также была увеличена колесная база для лимузинов Jaguar Sovereign и Daimler Majestic. Дополнили серию престижных седанов модели XJ6 3.2S и 4.0S с новыми двигателями с турбонаддувом.

Модернизации также подвергся кабриолет Jaguar XJ-S Convertible получивший новый двигатель V12 и вариант исполнения "2+2".

Инвестиции в создание нового поколения Jaguar XJ12 (X300) составили 200 миллионов фунтов стерлингов. Реализация проекта Х300 стала первой совместной работой Jaguar и Ford.

Впервые в истории Jaguar продажи обновленных моделей начались одновременно в Старом и Новом Свете.

В декабре 1994 года завод Jaguar вторично посетила Королева Великобритании Елизавета II. Во время визита, Ее Величество заказала для собственного пользования 6-литровый Daimler Double Six в цвете British Racing Green.

Daimler Double Six (X305) личный автомобиль Елизаветы II и принца Филипа с 1995 по 2001 год

Обновление модельного ряда положительно сказалось на объемах продаж. В 1995 году продажи Jaguar превысили максимальные показатели за предыдущие 5 лет.

Работая совместно с Daimler с 1960 года, в Jaguar всегда с почтением относились к тому, что самые роскошные флагманские модели выпускались под маркой Daimler. Поэтому, неудивительно, что в 1996 году, к 100-летнему юбилею автомобиля, Jaguar выпустил специальную юбилейную модель Daimler Century, которая была сделана также и в честь 100-летия старейшей сохранившейся британской автомобильной марки Daimler Motor Company.

Daimler Century 1996 год

В 1996 году на свет появилась модель XK8, воплотившая в себе лучшие черты марки и сохранив характер своих предшественников Jaguar E-Type и Jaguar XJ-S. В дизайне автомобиля легко угадывался стиль легендарного E-Type. Автомобиль предлагался с двигателем AJ V8 объемом 4,2 литра и мощностью 284 л.с. Для любителей "погорячее" существовал и турбонаддувный вариант - XKR, выдающий 363 л.с.

Jaguar XK8 1998 год

Первые Jaguar XK8 поступили в продажу в октябре 1996 года и сразу привлекли к себе внимание покупателей. Спрос на новый бестселлер превзошел все ожидания - XK8 стал самым быстро продаваемым спортивным автомобилем в истории Jaguar.

Jaguar XK8/XKR первоначально предлагались в вариантах кузова купе и кабриолет. В 1996 году был выпущен родстер (2+2) с восьмицилиндровым двигателем мощностью 284 л.с. и автоматической пятиступенчатой коробкой передач.

В 1996 году на Женевском автошоу Jaguar XK8 был удостоен награды "Best in Show" (лучший на выставке), а компания получила звание "Manufacturer of the Year" (лучший производитель года). В следующем, 1997 году, к этим наградам добавилась "Manufacturing Excellence Awards" (Премия за превосходство в производстве).

В 1997 году Jaguar Cars отмечал свое 75-летие и в ознаменование этого события был заложен музей Jaguar Daimler Heritage Trust рядом с заводом Броунс Лайн. Первых посетителей музей принял в сентябре 1998 года.

Через 9 лет после того, как Ford начал инвестировать в разработку новых моделей Jaguar, в октябре 1998 года на Бирмингемском автошоу был представлен седан бизнес-класса S-Type. В дизайне этой модели использовались мотивы знаменитого купе Jaguar XK120, а по цене она была намного доступнее флагманской серии XJ.

Jaguar S-Type, 1999 год

S-Type, проектировался в новом инженерном центре Jaguar в Уитли. Его производство было налажено на заводе Бромвич (Castle Bromwich) в Бирмингеме. Начало официальных продаж в марте 1999 года.

S-Type был задуман как совершенно новый, более доступный, компактный роскошный спортивный седан, который дополнит и расширит модельный ряд Jaguar. Находясь ниже по рангу серии XJ как по размеру, так и по цене, S-Type должен был стать автомобилем для водителя в духе его знаменитых предшественников Mk II и первого S-Type.

К сожалению, оригинальная внешность оказалась непринятой покупателями и продажи S-Type были значительно ниже ожидаемых.

В октябре 1999 года Jaguar объявил о своем намерении выйти на чемпионат мира Формула 1 и подтвердил свое участие в сезоне 2000 года, командой Jaguar Racing в составе Эдди Ирвайна (Eddie Irvine) и Джонни Герберта (Johnny Herbert). В январе 2000 года Jaguar Racing, на церемонии в Лондоне, представила новую гоночную машину - Jaguar R1.

Джонни Герберт и Эдди Ирвайн. Jaguar R1 2000 год

В честь выхода Jaguar в Формулу 1, была выпущена ограниченная партия в 100 машин специальной модификации Jaguar XKR Silverstone, которая стала самым быстрым серийным Jaguar.

В 1998 году был дан старт проекту X400, предусматривающему создание компактного автомобиля классом ниже, чем S-Type. Производство планировалось развернуть на заводе Хейлвуд (Halewood), недалеко от Ливерпуля, принадлежащем Ford Motors. Для переоснащения завода и проведения конструкторских работ в рамках проекта Х400, было выделено 600 миллионов фунтов стерлингов. С целью снижения затрат на разработку и сокращение сроков подготовки автомобиля к производству, в качестве платформы для Х400 была принята платформа CD132 от Ford Mondeo.

Новая модель - Jaguar X-Type, руководством компании была объявлена как "самая значимая в истории Jaguar". Этот автомобиль открывал для Jaguar выход в новый модельный класс. Имея четыре основные модели, компания получала возможность равной борьбы за лидерство с другими производителями люксовых марок.

Jaguar X-Type дебютировал на Женевском моторшоу в марте 2001 года. Эта модель важна в истории компании тем, что стала первым Jaguar с передним приводом и первым Jaguar с кузовом универсал (Sportwagon). Кстати, Jaguar X-Type Sportwagon был первой работой в компании известного шотландского дизайнера Яна Кэллума (Ian Callum), сменившего на посту директора по стилю Jaguar ушедшего из жизни Джеффа Лоусона (Geoff Lawson), который и создал дизайн проекта Х400.

Первоначально, Jaguar X-Type предлагались с поперечно расположенными двигателями V6 объемом 2,5 или 3 литра. Позже, линейка двигателей была пересмотрена и расширена. Кроме бензиновых, в нее были добавлены и два турбодизельных мотора.

Кроме переднеприводной версии, автомобиль предлагался и в полноприводном варианте.

Jaguar X-Type 2001 год

В 2000 году Ford Motors приобретает еще одну британскую компанию - Land Rover. В 2002 году, решением американского руководства, Jaguar Cars и Land Rover были объединены в Jaguar Land Rover group, что давало возможность специалистам обмениваться техническими наработками.

Jaguar F-type Concept 2000 год

В январе 2000 года, на Североамериканском автошоу в Детройте, состоялся показ концептуального родстера Jaguar F-type Concept. Это была последняя работа маэстро Джеффа Лоусона, на протяжении 10 лет создававшего дизайн Jaguar и отвечавшего за стиль. Проект был завершен новым директором по дизайну Яном Кэллумом, который рассматривал представление F-type Concept как дань уважения Джеффу Лоусону. Из технических новинок на концепте была применена новейшая технология изготовления передних фар "Baroptic".

В 2001 году, в честь 100-летия со дня рождения Сэра Уильяма Лайонса, Jaguar выпустил ограниченным тиражом по 500 штук специальные модификации своих самых популярных моделей – Jaguar XJR 100 и Jaguar XKR 100. Обе модели сочетали традиционные роскошь и спорт, которые сэр Лайонс установил в качестве отличительной черты Jaguar. Автомобили ограниченной серии были окрашены только в черный цвет, оснащены кожаными интерьерами и имели самые роскошные комплектации включая пакет эксклюзивных опций "R Performance Options".

Jaguar XKR 100 2001 год

После выхода X-Type настал черед обновления флагмана компании. В 2002 году выходит новый Jaguar XJ проекта Х350, четвёртое поколение и семнадцатая по счету модель в серии XJ. Поскольку в качестве основного конкурента для Х350 была выбрана Audi A8, новый XJ получает полностью алюминиевый кузов. Использование алюминия позволило снизить массу автомобиля на 200 кг, по сравнению с предшественником, при этом жесткость кузова возросла на 60%, что позволило значительно улучшить экономичность и динамические характеристики автомобиля.

Jaguar XJ Х350 получил новый 3,0-литровый двигатель AJ-V6, который эффективно заменил 3,2-литровый V8 и позволил возродить модификацию XJ6. Кроме него, также предлагались новый двигатель AJ-V8SE объемом 3,5 литра и оставшийся от предыдущей модели V8 4,2 литра, который предлагался в комплектациях SE, Sport, Super V8 и для флагманского XJR. Впервые для флагманской модели предлагался дизельный мотор (совместная разработка Ford и PSA) объемом 2,7 литра и мощностью 204 л.с.

Как и в предыдущих поколениях, Jaguar XJ Х350 остался воплощением традиционного стиля Jaguar, сочетая утонченный дизайн и роскошную отделку салона с последними технологическими инновациями автомобильного производства.

Jaguar XJ8 (Х350) 2002 год

В течении 2004 года происходила сильная девальвация доллара к фунту. Это означало, что британская компания несла миллионные убытки. Главной задачей руководства стала экономия денежных средств. Для снижения расходов было принято решение закрыть один из трех заводов. Выбор пал на старейший - Броунс Лайн.

В августе 2005 года, последний автомобиль Jaguar XJ8 скатился с конвейера завода с которого на протяжении 53 лет сходили все самые известные модели Jaguar. Всего с конвейера Броунс Лайн вышло почти 1,5 миллиона автомобилей.

На Франкфуртском автошоу 2005 году сорвал аплодисменты посетителей переработанный Яном Кэллумом Jaguar XK (X150). Передняя часть автомобиля была выполнена в стиле легендарного E-Type.

Стандартная версия XK имела ограничение по максимальной скорости 158 миль/ч, а "заряженная" XKR - 174 миль/час. В 2012 году в Женеве была представлена самая быстрая версия – Jaguar XKR-S с максимальной скоростью 186 миль/ч (300 км/ч).

Производство XK закончилось в июле 2014 года без обновления модели. В производственной программе ее заменил Jaguar F-Type.

Jaguar XKR 2007 год

В 2007 году, на Североамериканском автошоу в Детройте и осеннем автошоу во Франкфурте был показан концепт четырёхдверного седана C-XF демонстрирующий новое направление стиля Jaguar.

Концепт был создан директором по дизайну Яном Кэллумом и руководителем отдела дизайна Джулианом Томсоном (Julian Thomson).

Jaguar C-XF 2007 год

Одновременно с концептом, во Франкфурте была показана пришедшая на замену S-Type новая модель бизнес-класса Jaguar XF, в которой были реализованы идеи заложенные в концепт.

Jaguar XF 2008 год

Помимо необычного, для Jaguar, внешнего вида, XF был начинён всевозможными высокотехнологичными новинками, включая выезжающую шайбу-селектор Jaguar Drive. При этом, несмотря на современный новаторский интерьер, в машине можно было проследить черты классических Jaguar. Наряду с кузовом седан предлагался и универсал Sportbrake.

Jaguar XF пользовался большой популярностью, которая сейчас перешла на второе поколение модели запущенное в производство в 2015 году.

Между тем, финансовые проблемы продолжали душить компанию, и начали сказываться на всей Ford Motors. Для того, чтобы остаться на плаву в Ford приняли решение о продаже неприбыльных подразделений, включая и Jaguar.

В 2008 году, Jaguar и Land Rover переходят в собственность индийского автоконцерна Tata Motors за 2,3 миллиарда долларов. По условиям сделки, Tata Motors получила все активы компаний, заводы в Великобритании, а также права на торговые марки, включая бренды Jaguar, Land Rover, Daimler, Rover и Lanchester. Глава Tata Motors, Ратан Навал Тата при подписании заключительных документов, пообещал способствовать дальнейшему процветанию знаменитых марок, не переносить производство из Англии и предоставить британцам самостоятельность в вопросах разработки новых моделей.

Новый владелец появился как нельзя более кстати, так как Jaguar катастрофически нуждался в деньгах для обновления стремительно устаревающего флагмана XJ (X350).

В июле 2009 года в Лондонском музее современного искусства - галерее Саатчи (Saatchi Gallery) был представлен новый XJ (Х351) с алюминиевым кузовом. Внешне, новичок созданный Яном Кэллумом воплощал идеи концепта C-XF и продолжал стиль, заданный моделью XF.

Внутри автомобиль был не менее революционен. Консольный дисплей с управлением аудио-видео системой, цифровая комбинация приборов, позволяющая изменять отображения различных виртуальных циферблатов в дополнение к обязательному спидометру.

В качестве основных двигателей предлагались 5-литровые бензиновые V8 с наддувом и без, и 3-литровый турбодизельный мотор.

Также, традиционно, два варианта исполнения: со стандартной базой и удлиненной.

Jaguar XJ (Х351) 2010 год

В 2014 и 2015 годах XJ прошел небольшие фейслифтинги, которые немного скорректировали экстерьер и интерьер и внесли в автомобиль дополнительные функции комфорта и безопасности.

Последним в модельном ряду обновился Jaguar X-Type. Ему на смену пришел Jaguar XE. Новый бизнес-седан был впервые представлен 8 сентября 2014 года в Лондоне, а мировая премьера состоялась в октябре 2014 года на автошоу в Париже. В апреле 2015 года первые серийные автомобили нашли своих владельцев. В 2016 году Jaguar XE был удостоен звания "Лучший бизнес-седан года".

Jaguar XE 2015 год

Базовые двигатели для XE – турбированные двухлитровые "четверки" мощностью от 163 до 240 л.с. Для противостояния Alfa Romeo Giulia Quadrifoglio, Audi RS4, BMW M3 и Mercedes-Benz C63AMG выпущена специальная версия с двигателем AJ-V8 объемом 5,0 литров и мощностью 500 л.с.

Впервые, название F-Type появилось в 1988 году в качестве рабочего названия для перспективного наследника E-Type. Было построено два прототипа XJ41 (купе) и XJ42 (кабриолет), но с переходом под управление Ford Motors проект был закрыт. Однако, наработки проекта XJ41/XJ42 не пропали и были использованы при создании Aston Martin DB7 и Jaguar XK8, вышедших в 1994 и 1996 годах соответственно.

Второй раз имя F-Type появилось на представленном в январе 2000 года в Детройте концепте C-X16 работы Джеффа Лоусона. Но проект опять был закрыт. Однако вскоре, было принято решение о возобновлении проекта и работы по созданию нового спортивного автомобиля Jaguar принял Ян Кэллум.

Обновленный вариант концепта C-X16 был представлен на Франкфуртском автосалоне 2011 года. Историки Jaguar заметили, что C-X16 стал самым маленьким Jaguar начиная с 1954 года. Получив хороший прием от посетителей автошоу, было принято решение о подготовке серийного автомобиля в рамках проекта Х152 с окончательным названием Jaguar F-Type.

Jaguar F-Type 2014 год

Предсерийный кабриолет F-Type был продемонстрирован в 2012 году на автошоу в Лондоне и Париже. Версия купе дебютировала в 2013 году на автосалонах в Лос-Анжелесе, Токио и Лондоне. Официальные продажи купе и кабриолет в исполнениях F-Type (340 л.с.), F-Type S (380 л.с.) и F-Type R (550 л.с.) были начаты весной 2014 года. Первым покупателем F-Type стал знаменитый главный тренер английского футбольного клуба Манчестер Юнайтед – Жозе Мауриньо.

В марте 2016 года на Женевском автосалоне был представлен самый быстрый Jaguar. Им стал полноприводный Jaguar F-Type SVR оснащенный 5-литровым двигателем AJ-V8 мощностью 567 л.с. Автомобиль способен разгоняться до 100 км/ч за 3,5 с и достигать максимальной скорости 322 км/ч.

Специалисты считают, что именно Jaguar F-Type стал первым, по-настоящему полноценным, преемником Jaguar E-Type.

В начале 2000-х годов стало ясно, что без наличия в модельном ряду автомобиля относящегося к набирающему все большую популярность классу кроссоверов будет тяжело бороться с конкурентами.

Тем более, что все основные конкуренты Jaguar уже выпускали серийно такие модели. Даже те производители, которые никогда подобные автомобили не строили, выводили на рынок SUV устраивая переворот в сознании покупателей и фанатов. Чего только стоила буря эмоций сопровождавшая появление в конце 2002 года Porsche Cayenne.

Принимая решение о начале работ по проекту C-X17, была поставлена задача подготовить не просто кроссовер, а автомобиль с великолепными ездовыми характеристиками присущими Jaguar. Поэтому, еще на этапе проектирования выбирая между имеющимися платформами Land Rover и Jaguar выбор был сделан в пользу легковой платформы на которой строились седаны XE и XF. Также, с самого начала было понятно, что потребуется максимально облегченный кузов. Поэтому, при его проектировании закладывалось широкое применение алюминия. С двигателем определились сразу – им стал AJ-V6 объемом 3,0 литра. Разработку дизайна выполнил Ян Кэллум.

Тестовые прототипы проходили ходовые испытания в реальных условиях от Аравийских пустынь до Шведского заполярья.

Результатом сложной проектно-конструкторской работы стал показанный в 2013 году на Франкфуртском автосалоне концепт Jaguar C-X17.

В интервью журналистам, Ян Кэллум сказал: "Если бы 16 лет назад, когда я только пришел в компанию, мне сказали, что я буду создавать кроссовер марки Jaguar, я бы ни за что не поверил".

Ровно через два года, на Франкфуртском моторшоу 2015 года, был показан предсерийный вариант среднеразмерного кроссовера Jaguar F-Pace, который по внешнему виду мало отличался от концепта.

В апреле 2016 года был дан старт официальных продаж.

Jaguar F-Pace 2016 год

Кузов Jaguar F-Pace на 80% изготовлен из алюминия, на 2% из магния и лишь 18% приходятся на традиционную сталь. Благодаря этому, снаряженный вес базовой версии кроссовера составляет всего 1665 кг. Ровно столько же весит Jaguar XE с трехлитровым двигателем.

Работая над F-Pace, Ян Кэллум "вошел во вкус", хотя и признавал, что занялся кроссоверами против своего желания. Но 13 июля 2017 года в Лондонском выставочном центре ExCeL было представлено новое детище маэстро – компактный городской кроссовер Jaguar E-Pace.

Дизайн экстерьера и интерьера выполнен в стиле спортивной модели F-Type. Автомобиль построен на доработанной платформе JLR D8, которую используют Range Rover Evoque и Land Rover Discovery Sport. Кузов, так же, как и у старшей по классу модели F-Pace, изготовлен из высокопрочных сталей, алюминиевых и магниевых сплавов. Начало официальных продаж намечено на осень 2017 года.

Jaguar E-Pace стал первым автомобилем компании производство которого развернуто не в Великобритании, а в австрийском городе Грац на заводе Magna Steyr, а для китайского рынка E-Pace будут выпускаться на заводе Chery Jaguar Land Rover в Чаншу, Китай.

Jaguar E-Pace 2017 год

В конце 2017 года с конвейера сойдет серийный Jaguar I-Pace – первый электромобиль производства Jaguar. I-Pace создан в рамках программы Jaguar I-Type Formula E, оснащен двумя электромоторами мощностью по 90 кВт каждый и имеет запас хода до 350 км.

Jaguar I-Pace 2017 год

Сегодня Jaguar успешно возвращает себе заслуженный престиж и статус. Автомобили, в лучших традициях компании, сочетают роскошь и великолепные ездовые характеристики. Инженерный центр Jaguar в Уитли чутко следит за всеми тенденциями развития автомобиля и успешно внедряет новинки в своих моделях. Жизнь Jaguar продолжается под девизом - Grace, Space and Pace!

18 сентября 2017 года. Борис Бабогло, специально для InfoCar.ua

Источник: InfoCar.ua

Обсуждение статьи

Ikabor  

Отличная статья! Масса интересной информации!!! Реально найдены неизвестные факты!!! Про автомобиль Елизаветы!! Про личные исторические факты основателя!! Прямо чувстуешь себя приобщенным к событиям! Реальным свидетелем измений марки!!! Ну очень интересно!!! Супер статья!! Как обячно к этого автора!! Спасибо!!

+2ОТВЕТИТЬ  
Вход | Регистрация